Как правильно проверить контрагента, чтобы избежать проблем?
Многие предприниматели в процессе ведения коммерческой деятельности задаются вопросом: «Нужно ли проверять контрагента перед заключением договора?». Ответ однозначный: «Да!». Причем налоговые инспекции при проверке Вашей организации будут скрупулезно изучать Ваших контрагентов с целью выявления возможно существующих подозрительных фактов. Соответственно важно досконально проводить проверочный процесс компаний, с которыми планируется ведение взаимовыгодного и плодотворного сотрудничества.
Если организация заключает договор с партнером без проверки, а в результате контрагент окажется фирмой-однодневкой, то налоговые инспекторы сделают вывод, что фиктивный документооборот создан с целью значительного увеличения цены купленной продукции.
Организация автоматически обвиняется в умышленном необоснованном обогащении. Налоговая инспекция подает исковое обращение в судебную инстанцию и выигрывает дело. Если учредитель компании сможет доказать обратное и предъявит весомые доказательства того, что выбор потенциального партнера проходил по прозрачной схеме, то ему не придется нести бремя субсидиарной ответственности.
Как показывает актуальная статистика данных, 10-11% заключенных договоров о партнерстве признаются проблемными. Организации несут огромные материальные убытки, происходят срывы оговоренных сроков выполнения указанных обязательств и случаются прочие неприятные факторы.
Чтобы огородиться от массы ненужных проблем нужно тщательно и на совесть проверить контрагента. В процессе проверки стоит уделять особое внимание подозрительным деталям и интересующие вопросы уточнять у потенциального партнера путем ведения устной беседы либо официальным запросом на предъявление определенных видов документации.
В налоговом и гражданском кодексе таких понятий как «проблемный партнер» или «недобросовестный контрагент» не существует. В судебных же разбирательствах прослеживаются термины «проблемный договор на партнерство» или «отсутствие должной осмотрительности».
По статистике, организации-однодневки наносят ощутимый ущерб, как налогоплательщику, так и государству в целом. Не проводимая поверка партнера или ошибочный выбор могут привести к отказу в вычете НДС, а также в учете налоговых затрат. При проведении проверки контрагента в первую очередь необходимо сделать запрос на предоставление определенного перечня документов в копиях:
• устав компании;
• свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
• свидетельство о государственной регистрации;
• бухгалтерская отчетность за прошедший год;
• паспорт директора организации.
Каждый лист полученных документов анализируется с особой тщательностью. По результатам проведенной проверки делаются актуальные выводы о надежности выбранного контрагента.
Стоит отметить, что помимо проверки понадобится собрать весовые доказательства о проводимых действиях, чтобы на будущее себя подстраховать и в случае судебного разбирательства Вы с легкостью докажете, что Ваша компания проявила должную осмотрительность при выборе партнера.